Гурьева н а год до школы развиваем память рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике

Вторник. Заучивание стихотворения П.Воронько “Пирог” (рис.2) Цель: развивать речеслуховую и зрительную память; расширять и актуализировать словарь. Пирог Падал снег на порог,Кот слепил себе пирог,А пока лепил и пёкРучейком пирог утёк.Пироги себе пекиНе из снега – из муки. Среда. Отгадывание мнемозагадки. 1. Рассматривание мнемотаблицы (рис.3) 2. Подробное объяснение логопедом каждого пункта. Она часто кружится в воздухе и садится на шапки, варежки, шубы. Когда их много образуются целые сугробы. 3. Отгадывание загадки детьми. 4.Игра “Снежная куча”. (рис. 3.1) Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”. Есть слово ласковое, маленькое – снежок. Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком). Есть слово — человек, сказочный персонаж – снегурочка. Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик. Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу). Четверг. Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!” 1.Чтение логопедом текста и демонстрация опорных картинок (рис.4). Наступила зима. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика.

Пересказ рассказа “Весна в окно стучится” по мнемосхеме. 1.Чтение текста логопедом и демонстрация мнемотаблицы. (рис.14). Солнце светит и очень сильно пригревает. Распустилась верба. 2. Ответы на вопросы по содержанию текста: Что делает весной солнце? Что можно сказать про вербу? 3. Повторное чтение рассказа. 4. Пересказ текста детьми своими словами. Пятница. Составление рассказа-описания “Весна – красна” по мнемотаблице. 1.Рассматривание мнемодорожек. 2.Составление предложений по мнемодорожкам (рис.15 – 18). Весной солнце часто появляется на голубом небе. Тёплое солнце топит снег, образуются лужи, бегут ручьи. Весной на деревьях набухают почки и появляются клейкие листочки. Весной перелётные птицы вьют гнёзда, заселяются в скворечники. 3.Рассматривание мнемотаблицы (рис.11). 4.Составление рассказа о весне логопедом. Солнце стало так пригревать, что снег начал таять. Затрещал на реках лёд. На деревьях набухли почки, появились новые листочки.

Планирование работы по лексической теме “Зима” в старшей логопедической группе(1-ый год обучения) Понедельник. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки.

Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки. 3. Воспроизведение таблицы по памяти.

При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые беру за основу, но изменяю и совершенствую их. В течение двух лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Прямо из-под снега расцвёл подснежник – первый вестник весны. Проснулись насекомые. Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники. Предлагаю стихи для заучивания с детьми на коррекционных часах. Воробей (рис.19). Воробей с березыНа дорогу прыгБольше нет морозаЧик-чирик. А.Плещеев “Весна” (рис.20). Травка зеленеет,Солнышко блестит,Ласточка с весноюВ сени к нам летит. С.Маршак “Радуга” (рис.21). В небе гром, грозаЗакрывай глаза!Дождь прошёл,Трава блестит,В небе радуга стоит.

Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания. При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей с ОНР. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.